Нужны ли права на управление электросамокатом в 2021 году

Чтобы избежать штрафов и других проблем с ГИБДД, важно разобраться, нужны ли права на электросамокат, и какие правила необходимо соблюдать при эксплуатации новых видов личного ТС.

Нужно ли иметь удостоверение водителям электросамокатов

В ГИБДД электросамокаты относят к СИМ (средствам индивидуальной мобильности), но вопрос, нужны ли права на электросамокат в 2021 году в России окончательно не решен. Последняя предложенная поправка к законодательству выдвинутая Общественной палатой в апреле 2021 года требовала запретить гироскутерам, моноколесам и прочему электротранспорту передвигаться по тротуарам. Езду СИМ с электрическими моторами предлагалось разрешить только по автодорогам, причем не дальше правой полосы, но этот проект был отклонен в Минтрансе.

На данный момент в ПДД все еще отсутствует соответствующий пункт, и официально водители СИМ приравниваются к пешеходам. Но при рассмотрении инцидентов с участием электросамоката каждый случай решается индивидуально. В зависимости от обстоятельств дела, суд может признать лицо, управляющее СИМ, как водителем, так и пешеходом.

С июня 2021 года в Москве ограничили скорость прокатных электросамокатов до 25 км/ч, а при въезде в определенные зоны, она будет автоматически снижаться до 15 км/ч.

Многие производители электросамокатов, и в частности компания Xiaomi поддерживают инициативы российского законодательства, программно ограничивая скорость своих моделей до 25 км/ч.

На какие электросамокаты права нужны обязательно

Если вы сомневаетесь, нужно ли сдавать права на электросамокат, обратите внимание на технические характеристики своего устройства.

По российским законам, для управления любым ТС с электрическим двигателем от 250 до 4000 Ватт, способным развивать скорость до 50 км/ч необходимо водительское удостоверение категории М (мопеды и легкие квадроциклы), при этом не важно, имеет оно сидение, ли нет. Ставить на учет ТС не нужно. Не стоит выбрасывать инструкцию к самокату — при возникновении спорной ситуации она может стать весомым аргументом в суде или при общении с сотрудниками ГИБДД.

Водителям автомобилей можно не задаваться вопросом, нужны ли права на электросамокат, даже если они управляют мощным Kugoo M4 — при наличии удостоверения любой другой категории, М присваивается по умолчанию.

Штраф за езду без прав на ТС, попадающем под категорию М, составляет от 5 до 15 тысяч рублей, если водителя уже лишили прав ранее — до 30 тысяч, а при движении без шлема — 1000 рублей.

Сдавать экзамен на получение удостоверения категории М могут только лица, достигшие 16 лет, поэтому перед тем, как купить сыну или дочери мощный самокат, стоит учитывать, что на него нужны водительские права, и объяснить ребенку так ли необходимо рисковать своей жизнью ради удовольствия покататься на крутой игрушке.

При нахождении на автодороге водитель даже самого слабого электросамоката (как и велосипедист) считается пешеходом, поэтому он может пересекать проезжую часть, только если переносит свое ТС в руках, или катит рядом с собой.

Электросамокаты в роли мотоцикла

К мотоциклам относят любые двухколесные ТС, способные развивать скорость от 50 км/ч, при этом тип, мощность и объем двигателя значения не имеют. Такой транспорт требует наличия категории А в водительском удостоверении, что влечет за собой необходимость:

  • государственной регистрации и наличия номерного знака;
  • страховки по ОСАГО;
  • соблюдения ПДД для мотоциклов.

При этом зарегистрировать электросамокат в ГИБДД по состоянию на середину 2021 года невозможно — в российском законодательстве все еще отсутствует необходимая правовая база. 

Один из самых мощных самокатов — ULTRON T128, который имеет мотор 6000W и способен разгоняться до 85 км/ч.

Электросамокат ULTRON T128.

Что запрещено делать водителям электросамокатов

Несмотря на существующую неразбериху в официальных документах, ездить на электросамокате как угодно и где угодно все-таки нельзя.

Если лицо, управляющее СИМ, является пешеходом, то ему запрещено:

  • мешать передвижению других людей и ТС;
  • находиться на проезжей части;
  • пересекать дорогу в неположенных местах, либо на запрещающий сигнал светофора.

Штраф для пешехода за нарушение ПДД — пятьсот рублей, при создании помех движению транспорта — 1000 рублей, а если человек, управляющий электросамокатом, допустит аварию, но будет признан пешеходом, то ему придется заплатить 1,5 тысячи.

Неофициальная классификация электросамокатов.

Требования к управлению электросамокатом в качестве водителя до конца не определены, на форумах и сайтах на эту тему ведутся споры, но официальные законы еще находятся в стадии разработки. Как минимум, по действующим законам, таким ТС запрещено находиться на тротуаре. Поэтому, пока официальных новостей на эту тему нет, чтобы избежать проблем, рекомендуется при катании на электротранспорте внимательно учитывать окружающую обстановку, не разгоняться и не создавать помех другим людям или транспортным средствам.

Штраф за вождение велосипеда или СИМ в нетрезвом виде составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей. Также электросамокат может быть доставлен на штрафстоянку, а за пьяное вождение ТС, признанного мопедом или мотоциклом, можно лишиться прав на 1,5–2 года.

«Нарваться» на инспектора ГИБДД можно только, если ваш маршрут проходит по автомобильным дорогам общего пользования (даже по грунтовым) — тротуары и пешеходные зоны не относятся к сфере деятельности ДПС.

10 июня 2021 года в Тюмени произошло редкое ДТП — столкнулись машина и частный электросамокат. Поскольку СИМ не был застрахован, корректно оформить происшествие оказалось невозможным.

Зачем нужно вводить права на электротранспорт

Вопрос, нужно ли иметь права на электросамокат, в России и других странах начал подниматься в связи с ростом ДТП с участием подобных ТС. Хотя в общих масштабах число пострадавших невелико, но количество единиц электротранспорта на улицах растет, а общая культура вождения пока еще отсутствует.

К тому же, полную статистику получить невозможно — во многих случаях водители самокатов покидают место аварии. При этом, электросамокаты давно уже не детские игрушки, а тяжелый транспорт с моторами 350W, 500W, или даже больше, который способен развивать скорость, сопоставимую с автомобильной.

С января по апрель 2021 года только в Москве произошло 14 ДТП с участием частного электротранспорта.

По закону к мототранспортным средствам могут относиться только ТС, развивающие скорость от 50 км/ч, поэтому производители немного занижают мощность мотора, чтобы уложиться в эти рамки. Но электротранспорт не становится от этого менее опасным.

Например, мощный самокат Куго М4 2020 года выпуска имеет двигатель 600W, аккумулятор 18Ah и способен разгоняться до 45 км/ч. Езда на такой скорости среди других людей или машин при весе ТС около 160 кг может представлять опасность для жизни как водителя, так и окружающих. Модель S3 этой же линейки оснащена мотором 350W (35 км/ч), но даже такая скорость может привести к печальным последствиям.

Электросамокат Kugoo M4 PRO.

Владельцам СИМ нужно помнить, что электросамокаты — не игрушки, а средства повышенной опасности. Так, в 2019 году в поселке Металлострой взорвался и вызвал пожар Куго М4, который простоял на зарядке около суток.

Нужны ли права на электросамокат в 2021 году в других странах

Согласно ПДД Украины, человек, управляющий любым самокатом, является пешеходом, поэтому водительское удостоверение ему не требуется. Инспектор обратит внимание на водителя только в случае нарушения им общественного порядка. Но общая тенденция такая же, как и в России — в ближайшее время планируется изменить законодательство и урегулировать вопрос использование электротранспорта.

Вопрос, нужны ли права на электросамокат в Беларуси, так же до сих пор не решен. По состоянию на середину 2021 года, кататься по тротуарам на электрическом транспорте можно без ограничений. ДПС Белоруссии выдвинуло требования к оснащению и перемещению подобных ТС, но они носят просто рекомендательный характер.

В Англии частный электротранспорт с мощностью более 250 Вт и скоростью от 25 км/ч был запрещен до середины 2020 г.

В Германии, Дании и Бельгии с 2019 года разрешено перемещаться на электросамокатах по велодорожкам (при скорости до 20 км/ч), а также по дорогам общего пользования. При этом права на вождение ТС и обязательное ношение защиты не требуется, но возраст водителя не может быть менее 14 лет. Также самокат должен быть поставлен на учет и иметь номерные знаки, а управляющий им человек получить страховку.

Независимо от того, нужны ли права на электросамокат или нет, во всех странах на электросамокатах, перемещающихся по автомобильным дорогам, должны быть передние и задние фары и гудок, одежда водителей в темное время суток — иметь светоотражающие элементы.

В Израиле и Южной Корее необходимо получать права и специальное разрешение на управление электросамокатом.

Во Франции с сентября 2019 года электросамокаты официально внесены в ПДД. Перемещаться на подобном транспорте по тротуарам запрещено (исключение — велодорожка, на которой можно ездить не быстрее, чем 25 км/ч). Если по пути следования нет выделенной полосы для велосипедов, следует двигаться по автомобильной дороге (со скоростью до 50 км/ч).

Дети до 8 лет во Франции не имеют права ездить на электросамокатах, а от 8 до 12 — обязаны при катании носить шлем.

Оцените статью
Хитрости и советы по настройке, управлению приложений и гаджетов